Супер-тест: Porsche на пути к своему лучшему времени круга



Porsche 911 GT3 Supertest Nordschleife

оригинальная статья: журнал Sport Auto
Christian Gebhard

Зачем покупать обновленный Porsche 911 GT3? Хватит и трёх причин: атмосферный двигатель, 4 литра и отсечка на отметке 9000 оборотов в минуту. На что еще способно это экстремальное купе, снабженное превосходным высокооборотным оппозитником — покажет наш тест-драйв.

Знаете момент, после которого я чуть было не подписал договор на покупку нового Porsche 911 GT3? Автомагистраль A5 близ города Брухзаль: на экране электронного спидометра выскакивает 312 км/ч, а за спиной слышатся неистовые, визжащие, пронзительные и ударные звуки — вечеринка атмосферного ДВС. Четырехлитровый оппозитник в задней части GT3 — любовь с первой тонны.
Именно так Porsche занял нишу, которой не существовало до него. Кто еще предложит сегодня атмосферный двигатель с частотой вращения до 9000 оборотов? Такие автомобили — вымирающий вид.


Новый мотор GT3 — это, на мой взгляд, самый эмоциональный агрегат на всём рынке спортивных автомобилей в настоящее время. И в качестве одной из главнейших причин для покупки 911 GT3 я назову именно эмоции, далёкие от рациональных, измеримых факторов вроде времени прохождения круга или динамики разгона и торможения. Но теперь над этими числами нависло слово «тест-драйв». Перед нами стоит задача отмести эмоции и обратиться к рациональности. Впрочем, осталось ли в нас хоть что-то рациональное? Сохраняет ли 911 GT3 звание непревзойденного совершенства среди любителей автогонок? Факт есть факт: спустя 18 лет после презентации первой модели Porsche 911 GT3 непревзойденность этого гоночного автомобиля стоит под большим вопросом. С одной стороны стремительно нарастает конкуренция, что можно увидеть по блестяще пройденному тесту Mercedes-AMG GT R (Северная петля: 7.11 мин, малый круг Хоккенхайма: 1.06,4 мин). С другой стороны, 911 GT3 получает всё больше поддержки от собственных разработчиков.

911 GTS: чем ответит GT3?

В нашем последнем супертесте Porsche 911 Carrera GTS промчался по Северной петле за 7.24 мин, а на малом круге Хоккенхайма добился феноменального результата: 1.08,0 мин. Мощный движок 450-PS-Biturbo и спортивные шины — последняя разработка концерна — позволяют GTS совершить переворот в мире автомобилей 911.

Как 991 GT3 первого поколения (Северная петля: 7.32 мин, малый круг Хоккенхайма: 1.09,6 мин), так и 991 GT3 RS (Северная петля: 7.28 мин, малый круг Хоккенхайма: 1.08.5 мин) вдруг оказались в подчиненном положении относительно универсала-911 под названием Carrera GTS.


Porsche 911 Carrera GTS, Frontansicht

Неожиданно Carrera GTS приобрел облик элегантного купе, не только став практичнее в повседневной жизни, но и начав преодолевать гоночную трассу быстрее, чем самая суровая модель из серии GT. Система подачи воздуха в GT3 теперь работает более точно. Каждый, кто изучал историю разработки GT3, знает, что при выявлении недостатков создатели автомобиля всегда вовремя принимали значительные меры. Северная петля, 28 апреля 2017 года. Porsche арендует трассу на один день исключительно затем, чтобы впервые протестировать GT3 в серийном исполнении на время. Именно в этот день водитель-испытатель, разработчик Ларс Керн показывает на трассе впечатляющий результат: 7.12,7 мин. Обстоятельства превосходны: температура воздуха — 10 градусов Цельсия, температура асфальта — 14 градусов. Лучше и не придумаешь для двигателя без наддува.

Прогретые шины и гоночный ковш

Очевидно, что для тест-драйва концерн Porsche предоставил автомобиль GT3 с коробкой передач PDK. Насколько эта коробка быстрее механики? В тот же день, 28 апреля на Северной петле, водитель-испытатель Тимо Клюк проехал круг по Нюрбургрингу с впячетляюще малой разницей: ровно три секунды в пользу PDK. Спасибо, Тимо! Значит, я могу отдать должное GT3 с механикой в какой-нибудь другой раз. Отмотаем события немного вперед: спустя 14 часов после экипажа заводских тест-пилотов, на Северную петлю наконец-то допускается экипаж журналистов. Для вката в автомобиль практически нет времени. После тестового круга на обкатанном комплекте шин следует прохождение трассы на время. Затем команда Porsche переходит на совершенно новый, прогретый комплект колес, который используется в течение следующего заезда. На тест-драйв запланировано не более двух быстрых кругов.



Лучший результат Porsche при тестировании GT3 был достигнут, к слову, на новом прогретом комплекте колёс: в связи с довольно низкой температурой воздуха Porsche решил прибегнуть к той же хитрости, что и Mercedes-AMG во время вышеупомянутого тест-драйва GT R. В тестовом автомобиле, который показал лучший результат концерна, стоял гоночный ковш от купе 911 GT3 Cup, не допущенного к эксплуатации. Честное слово, во время разгона 280 км/ч по участку «Антониусбухе» он внушает куда больше уверенности, чем стандартное сидение с трехточечным ремнем. Однако данное сидение-ковш установлено только для проведения тестов на Северной петле. Для всех прочих дисциплин тест-драйва в GT3 используется альтернативное спортивное сидение. К слову, при весе 17,5 кг это сидение от разработчика весит на 9 кг легче, чем гоночное сиденье в автомобиле Cup. Таким образом, можно однозначно сказать, что замена сидения не обеспечила GT3 преимуществ для прохождения трассы.

4 л вместо 3,8 л и измененная аэродинамика

Уже на подходе к «Шведенкройц» можно заметить, что в задней части кузова GT3 многое изменилось. По сравнению с первым поколением 991 и его 3,8-литровым шестицилиндровым оппозитным двигателем, нынешний GT3 готов похвастаться целыми 4 литрами. Номинальная мощность увеличилась с 475 до 500 лошадиных сил. По счастливому совпадению, в день тест-драйва удалось провести еще одну вылазку на 991 GT3 RS. Результаты бескомпромиссны: новый четырехлитровый оппозитник GT3 намного лучше оппозитника 991 RS. Новая версия теперь выкручивается до 9000 оборотов, в то время как двигатель 991 RS раскручивается не более чем до 8800 оборотов в минуту. Как в нижнем диапазоне, так и на пределе свыше 8250 оборотов максимальный крутящий момент ощутимо повысился. 

Новый GT3 достигает 53 кг прижимной силы с максимальным шагом до 200 км/ч на задней оси. Первый 991 GT3 достигал 29 кг прижимной силы.
Что насчет холма перед «Шведенкройц»? На 269 км/ч автомобиль GT3 идёт легко и непринужденно, в то время как Carrera GTS на скорости 266 км/ч ощутимо теряет в аэродинамике. С GTS не всегда возникала 100%-ная уверенность в том, стоит ли немного сбросить скорость на этом участке трассы. Однако GT3 взлетает на холм Шведского Креста точно так же, как и на все остальные кочки — постепенно и без рывков, оставаясь стабильным и предсказуемым и на передней, и на задней осях. На самом холме перед «Шведенкройц» задняя часть GTS отрывается выше, чем на GT3. В остальном же «характеристика полёта» менее благоприятна. В GTS задняя ось вздымается выше передней, и последующая посадка ощущается менее комфортно. «Мы передвинули спойлер на 20 мм выше и на 10 мм дальше прежнего. Профиль створки остался без изменений, но крышка багажника была полностью переделана. Задний спойлер, который должен работать в тесной связке с задним крылом, тоже переместился», — сообщил руководитель проекта GT Андреас Пройнингер о пересмотренной аэродинамике GT3.

Хотя кузов выглядит скромнее по сравнению с первым 991 GT3, мы вспоминаем речь Пройнингера на презентации GT3 в апреле: «Показатели прижимной силы нового GT3 на 20% выше, чем прежде. Здесь автомобиль может сравниться с 997 RS второго поколения. На переднем крыле теперь расположены новые выдувные воздуховоды. Но настоящий прорыв с точки зрения аэродинамики представлен в разработке нового днища. Второе поколение GT3 оснащено новейшим задним диффузором 911 R. В целях повышения эффективности мы снова увеличили диффузор GT3. За передними колесами расположены обтекатели, которые направляют воздух под автомобилем к заднему диффузору, что повышает качество его работы». Стоит признать: нас порадовал не только новый движок, но и прогресс в аэродинамике. Что же насчет руля? Здесь не нужно никакой «Северной петли» — достаточно одного поворота по проселочной дороге, и те, кто заинтересован в покупке GTS, немедленно поменяют настройки в своём Porsche-конфигураторе и переключатся с 911 Carrera GTS на 911 GT3.

Именно так должно выглядеть рулевое управление

Благодаря модификациям и спортивным шинам Pirelli обратная связь на руле в GTS ощущается лучше, чем в Carrera серии 991.2. Несмотря на это, GT3 сразу задаёт стандарт для рулевого управления в автомобилях Porsche. На мой взгляд, у всех моделей 911 оно должно ощущаться так же, как в GT3: точное, но не слишком зацикленное на центральном положении, а главное для спортивного автомобиля — без сильного ограничения для угла поворота.

Господа, заводите моторы! Тестовый автомобиль GT3 имеет опциональную комплектацию Clubport с винтовой клеткой безопасности, доступную без дополнительной оплаты.

Технически, рулевое управление особо ничем не отличается от первого поколения GT3, но программная настройка EPS теперь в значительной степени основана на рулевом управлении 911 R. Какие же изменения произошли в ходовой части? В то время как жесткость пружины на передней и задней оси осталась неизменной, внутренняя структура и настройка амортизаторов были изменены. Кроме того, GT3 перенял несколько особенностей, характерных для 991 RS. Например, бушинги продольных рычагов стали более жесткими. С точки зрения программного обеспечения разработчики изменили настройку блокировки дифференциала с электронным управлением и, среди прочего, увеличили максимальный крутящий момент блокировки. Кроме того, от новой настройки выиграла и антипробуксовочная система.



В GT3 нет ручки регулировки наподобие той, которой снабжены AMG GT R, хотя внешне она прекрасно вписывается в данный спорткар. Однако антипробуксовочную систему можно почувствовать уже на первой ступени выключения двигателя (с выключенным ESC). Настройка совершена настолько удачно, что как на Северной петле, так и на Хоккенхайме автомобиль практически не столкнулся с ее вмешательствами, либо они протекали на заднем плане. Тяга GT3 прекрасно справилась с нагрузкой. Итак, теперь назовем вещи своими именами: какой из этих автомобилей максимально прост в управлении на пределе своих возможностей? 911 Carrera GTS или 911 GT3? Простите за столь быстрый ответ: конечно же, GTS. На Северной петле GTS показал очень высокую стабильность. В предельных режимах GTS остается всегда предсказуем: в повороте можно до неприличия поздно жать на тормоза. Даже самые суетливые маневры не могут сбить этот автомобиль с пути. Нагрузки увеличивают сцепление GTS с дорогой, и проблемы с поворотами выявляются лишь на последнем издыхании. Словом, GTS вызывает предельно высокое доверие.

911 GT3 на пределе? Автомобиль для водителя

Что же насчет 911 GT3? Хорошие новости для поклонников: Северную петлю он проходит значительно быстрее, чем GTS. Теперь критика: GT3 мог бы добиться намного большего разрыва во время тест-драйва в сравнении с 6-секундным отставанием GTS. Почему? Существует немало возможностей для улучшения его времени прохождения круга. Стабильность GT3 на Северной петле хороша, но только если вы придерживаетесь некоторых правил игры. Правило № 1: никогда не тормозите в повороте. Как только руль вписывается в максимальный угол поворота и задняя часть кузова разгружается, начинается смещение к внешнему краю поворота. Это особенно ощутимо в зонах торможения на спусках Северной петли, когда применяются более агрессивные маневры или позднее торможение.

Прогресс динамики поперечного движения между первым и вторым поколением 991 GT3? На Северной Петле 991.2 GT3 справился на 14 секунд быстрее, чем его предшественник.
Словом, тормозить лучше пораньше. Пример: жесткий поворот влево на мосту «Верзайфен». Правило №2: поворачивайте не слишком резко. Заднюю часть кузова GT3 заносит быстрее, чем, например, в GTS или AMG GT R. Если вы посмотрите видео с тест-драйва, вы заметите такое поведение на крутых поворотах. GTS на скорости 171 км/ч остается чрезвычайно стабильным, а вот GT3 моментально заносит, и водителю приходится существенно налегать на рулевое колесо. Из-за этого указана сравнительно низкая скорость вхождения в поворот: 157 км/ч. Правило №3: избегайте слишком сильных изменений в перераспределении веса. В отличие от GTS, GT3 к ним более уязвим. Его легче контролировать, когда он движется при загруженной задней оси.


В целом, для Северной петли GT3 ведет себя резковато. На малой трассе в Хоккенхайме автомобиль чувствует себя лучше. Тот, кто хочет с чувством безграничной уверенности выжать максимум из своего автомобиля, при этом наслаждаясь его чрезвычайно легким управлением (за исключением холма перед «Шведенкройц»), берет 911 Carrera GTS со спортивными шинами или вовсе меняет марку. По стабильности вождения ни один Porsche на данный момент не сравнится с Mercedes-AMG GT R. Но если вы хотите современный, очень маневренный спортивный автомобиль, который задаст жару не только из-за цифровой начинки, но и благодаря своему «пилотажу» — возьмите новый 911 GT3. Короче говоря, GT3 — это автомобиль для водителя. Уважаемые форумные эксперты и герои кухонных баталий! На пределе своих возможностей GT3 ведет себя именно так, как вы ожидали — претенциозно и захватывающе.

Северная петля Нюрбургринг — 7.18 мин

19 баллов из 20

Круг разогрева со старыми шинами, время прохождения круга — 7.24 мин; замена на новые шины, время прохождения круга — 7.18 мин;  финальный круг охлаждения — и рабочий день окончен. В ходе тест-драйва на Северной петле автомобиль проехал не более четырех кругов. Таким образом, заводское время прохождения, равное 7.12,7 мин (на спортивных автомобилях с округлением до 7.13 мин), разошлось с тест-драйвом всего на пять секунд. Говоря о пределе возможностей — на нём управляемость автомобиля хороша, но не настолько, как, например, в 911 Carrera GTS или Mercedes-AMG GT R. Будем ждать улучшений поведения автомобиля в поворотах при агрессивных тормозных маневрах или резких рывках.

Porsche 911 GT3 Rundenzeit Nürburgring

Малый круг Хоккенхайм — 1.07,9 мин
18 баллов из 20

Попытки вывести GT3 на Хоккенхайм предпринимались несколько раз — к сожалению, тщетно. Когда GT3 должен был выйти на трассу в середине лета при 26 градусах тепла, условия были значительно хуже, чем у его конкурента в собственном концерне. 911 Carrera GTS со спортивными шинами завершил круг при температуре воздуха 9 градусов по Цельсию. Температура асфальта составляла 15 градусов по Цельсию. Неудивительно, что автомобилю GT3 с таким трудом удалось опередить 911 Carrera GTS даже на десятую долю секунды, учитывая менее благоприятные погодные условия. Слишком агрессивная для Северной петли настройка шасси  больше подходит для малого круга. Зато GT3 отличается высокой точностью рулевого управления. Выражение «недостаточная поворачиваемость» незнакомо этому автомобилю: он отлично входит в повороты даже под тягой. Однако в целом он реагирует на изменения тяги чувствительнее, чем 911 Carrera GTS.

Porsche 911 GT3 Supertest Hockenheim
Ускорение / торможение — 15,9 сек 
9 баллов из 10

После идеального старта с LaunchControl  GT3 разгоняется до 100 км/ч за 3,6 секунды; таким образом, время разгона аналогично времени разгона его предшественника. При разгоне до 200 км/ч GT3 опережает его на целых 0,6 с. При торможении с 200 км/ч он останавливается на 2,6 метра раньше, чем первый 991 GT3.

Ускорение 0-200 км/ч: 11,3 с
Торможение 200-0 км/ч: 4,6 с

Аэродинамическая труба 
10 баллов из 10
В сравнении с 991 GT3, обновленная аэродинамика обеспечивает модели 991.2 GT3 больше прижимной силы в задней части кузова. При среднем положении заднего спойлера (заднее крыло отклонено на 5 градусов) прижимная сила составляет 19 кг впереди и 42 кг сзади. В ходе тест-драйва задний спойлер был выставлен в максимальное положение (9 градусов). Результат: больше прижимной силы.

Передняя ось на скорости 200 км/ч: прижимная сила 16 кг
Задняя ось на скорости 200 км/ч: прижимная сила 53 кг

Поперечное ускорение — 1,65 г 
10 баллов из 10

Благодаря обновленной аэродинамике и новым шасси, а также использованию шин Michelin Pilot Sport Cup 2 N1 максимальное значение поперечного ускорения может быть значительно увеличено. Таким образом, поперечное ускорение GT3 может сравниться с показателями Porsche 918 Spyder. Однако Porsche еще не производил серийные автомобили с поперечным ускорением выше 1,65 г.

36-метровый слалом — 148 км/ч 
15 баллов из 15

В слаломе GT3 разделяет чемпионское место с GT3 RS, выпущенным в 2015 году. Находясь практически на пределе своих возможностей, автомобиль идет как по рельсам: отличный уровень сцепления, бритвенно точные повороты и впечатляющее сцепление на задней оси. На абсолютном пределе, особенно когда вступают в силу изменения нагрузки, поведение задней оси несколько индифферентно и варьируется в зависимости от нагрузки и угла поворота рулевого колеса.

Тест на уклонение — 166 км/ч 
15 баллов из 15

В тесте на уклонение GT3 занимает первое место вместе с Carrera GTS. Характеристика движения похожа на быстрый слалом. Невозможно со 100%-ной точностью оценить рулевое управление задней оси, когда автомобиль задействован на пределе возможностей. Иногда задняя часть кузова остается очень устойчивой, а иногда может немного вихлять. Данный автомобиль всегда сможет вас удивить. Несмотря на критику, GT3 отличается легкостью управления и мобильностью при любых условиях.

Итоги 
96 баллов из 100

Наши поздравления: тест-драйв прошли уже два автомобиля от Porsche, а именно 918 Spyder и 911 GT3. В начале заезда я упоминал, что для меня является решающей причиной для покупки нового GT3 — 4-литровый оппозитник. В то время как все больше и больше производителей спортивных автомобилей убирают безнаддувные двигатели из своего ассортимента и заменяют их двигателями с двойным турбонаддувом, Porsche, к счастью, продолжает придерживаться этой крайне эмоциональной технологии. С точки зрения динамики вождения, GT3 сделала тот самый скачок вперед, ожидаемый от каждой модели GT. Ловкость автомобиля на дороге просто захватывает. Но стабильность движения на максимальных показателях еще ожидает улучшений.



Поделиться записью

Поделиться записью

Вернуться назад